?

Log in

No account? Create an account

January 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com

marchenk in music_action

Einstürzende Neubauten - Nagorny Karabach - Armenia

THE BOBs     Спасибо delphinov за напоминание о потрясающем Бликсе Баргельде и "Einstürzende Neubauten" - западноберлинской экспериментальной (шумовой) группе, ставшей одной из самых заметных индастриал-, панк- команд Neue Deutsche Welle 70-80-ых. Начинаю верить в дистантный резонанс: всю предыдущую неделю я по семейным надобностям шатался по Цюриху и окрестностям и когда с друзьями проходил мимо овеянного культурными мифами гнезда европейского дадаизма (коему Баргельд изрядно отдал дань) - "Cabaret Voltaire"  - они рассказывали о "новой немецкой волне", авангардистском движении 80-ых Geniale Dilettanten, разрушающихся новостройках и многотысячном ежегодном цюрихском техно-рейве Street Parade в августе :)
     Провокативные, парадоксальные, разгерметизирующие инертный слух композиции и речевые представления "Einstürzende Neubauten" я бы не назвал социальной критикой, "музыкой постиндустриальной революции"... Это музыкальный медиавирус широкого действия: после них привычные урбанистические пейзажи, оазисы технотронной цивилизации, телесиропы масс-культа и ежедневные инъекции новостных программ выглядят совсем в ином свете и звуке.
     Большинство участников группы - убежденные вегетарианцы. Их музыка - и завороженное вслушивание в промышленный хаос, и апокалиптический ужас от деформации естественных человеческих связей со средой и окружающими людьми... В альбоме 1983 года - "Zeichnungen Des Patienten O.T." - они переводят в звук переживания художника Освальда Тширтнера, пережившего окружение под Сталинградом и до конца дней получившего постоянную прописку в психиатрической клинике...
     О концепциях, лежащих в основе композиций "Нагорный Карабах" и "Армения", было бы логично, чтобы рассказали markgrigorian , david_sand , bekaisa  и amica_veritas :)
     Einstürzende Neubauten - Nagorny Karabach

     "Die Kunst hat sich nach der politischen Phase entwickelt, wir waren immer sehr viel unterwegs, früher in der Punk-Bewegung, dann in der Techno-Bewegung. Das war ja eine experimentelle Gesamtszene, da waren wir verankert und unterwegs. Wir haben die meisten der maßgebenden Leute sehr früh kennengelernt, waren mit denen befreundet, die haben dann zum Teil ganz steile Karrieren gemacht".
     Einstürzende Neubauten - Armenia (1986)

Nagorny Karabach

Die Stadt liegt unter Nebel
Ich bin auf meinem Berg
In meinem schwarzen Garten
zwischen Himmeln eingeklemmt
in der Enklave meiner Wahl
in der ich mich versteck
in Nagorny Karabach

Vormals tiefe Wälder
Bergketten, vielleicht Eis
eine messinggelbe Sonne
verbricht ein Paradies
meine Sys- und Diastole
dazwischen der Moment
getragen von den Vögeln
die hier zugange sind
in der Enklave meines Herzens
in der ich mich verlier
in Nagorny Karabach

Ich steig den Berg herunter
geh ins eine oder andere Tal
es ist geflaggt in allen Farben
in Bergisch-Karabach

Zwei grosse schwarze Raben
fressen die Pflaumen aus dem Baum
Ob die andre Stadt mich lieb hat …?

In der Enklave meiner Wahl
in der ich mich verberg’
in Nagorny Karabach

Komm mich mal besuchen
ich hab’ unendlich Zeit
und der Blick der ist vom Feinsten
über Wolken und die Stadt
in Nagorny Karabach
Nagorny Karabach
Nagorny Karabach


Comments

мне интересно...
кто первый придумал, что Нагорный Карабах и Армения - политические песни?
это периодически всплывает в жжшных коммьюнити и доводит меня до нервного тика

>>> О концепциях, лежащих в основе композиций "Нагорный Карабах" и "Армения"

там нет тех концепций, которые вы хотите увидеть
Не знаю, кто первый придумал. Я опирался на статьи, находящиеся в открытом доступе. Не могу сказать, что являюсь большим знатоком этой группы, Бликсы и тех идей-эмоцией, которые "закодированы" в песнях.

Мне почему-то показалось, что это - "не чистая эстетика", что выбор темы имеет значение, символический смысл и т.д. Как интерпретировать - это вопрос не к автору, а к слушателю.

P.S. Может будем считать что мы квиты?

Меня тоже до нервного тика доводит хроническая неспособность различать социальную и гражданскую активность (включая арт-активизм) от политической активности. В music_action в принципе не собираются "политические песни" (за исключением политической сатиры). У авторов постингов или их "героев" могут быть какие угодно политические убеждения (или - отсутствовать вовсе). В music_action они оказываются в других ипостасях: высказывающихся по социальным проблемам, защищающими какие-либо гуманитарные ценности, поддерживающих активистские практики каких-либо социальных движений, неправительственных организаций и т.д.
дело в том, что в песне Нагорный Карабах (про Армению не буду, потому что не могу ее понять до конца) отсутствует какая-либо активность вообще: гражданская, социальная или политическая. она имеет отношение исключительно к самому Бликсе. а называется так, потому что Nagorny Karabakh is a nice thing to say. есть еще пара символических причин, но они тоже не имеют отношения к активности
Все зависит от того, что Вы считаете активностью, социальной позицией, арт-активизмом и т.д. То, что Бликса никогда не занимался агитпропом и не писал песен, призывающих публику определенным образом отреагировать на какие-либо реальные исторические события - это понятно. Но то же самое можно сказать в адрес подавляющего числа авторов, представленных в сообществе. Тем и отличается художник, от активиста, юриста, эксперта и т.д., что выражает свое отношение к чему-либо, свои мысли и состояния в эстетических образах, а не в судебных речах, аналитических записках, уличных акциях и т.д.

При всем этом ни у одного из авторов нет монополии на интерпретацию своих произведений. Число их возможных интерпретаций неисчерпаемо. Так что не удивительно, что для Nagorny Karabach существуют истолкования, которым Вы отказываете в праве быть публично высказанными.

В постинге, к слову сказать, нет и тени намека на то, что своим произведением Бликса высказался в пользу какой-либо из сторон конфликта и т.д. Полагаю, его в большей степени превлекла энергетика места и тот гул культурных ассоциаций, которую она рождает.

P.S. Меня, в свою очередь, поражает настойчивость, с которой Вы защищаете аутичность Бликсы и "Einstürzende Neubauten".

http://www.planet-interview.de/blixa-bargeld-15112007.html

Der Song „Nagorny Karabach“ bezieht sich auf eine Region, zwischen Armenien und Aserbeidschan, deren staatliche Zugehörigkeit umstritten ist, gewissermaßen ein Niemandsland.

Bargeld: Es bezieht sich allerdings nicht direkt auf diesen Ort. Ich bin dort auch nie gewesen. Es ist eher die Beschreibung eines Geisteszustandes.
во-первых, что вы хотели доказать этой цитатой? Карабах - метафора для описания психологического состояния, ок, это понятно. при чем тут активизм?

во-вторых, а что вы считаете активизмом? понимаете, если вы называете Армению и (в особенности) Карабах проявлением активизма, то я это понимаю так, что любой автор/художник является активистом только потому, что создает искусство. в этом случае я не вижу смысла выбирать какие-то конкретные песни, если в них во всех есть активизм.

не понятно, с чего вы взяли, что я отстаиваю аутичность Нойбаутен? я отстаиваю мнение, что Армения и Карабах перечислены в этом посте исключительно из-за названий, а не из-за активизма.
Хотел не доказать, а сказать.

Никаких общепринятых определений арт-активизма не существует и, разумеется, их не ввести разговором в блоговом сообществе.

Художественное высказывание о социальном конфликте, проблеме, событии и т.д. - может быть проявлением арт-активизма. Иногда тот или иной текст получает дополнительное символическое измерение и какие-либо общегражданские значения вопреки воле автора. Самый простой пример: когда автор выступает со своим обычным репертуаром на благотворительном концерте, манифестации и проч.

Растропович, игравший Баха у Берлинской стены в день открытия границ... Большинство песен Движения за равные гражданские права в США - госпелы, религиозные гимны с евангельской метафорикой...
хорошо, но какое это имеет отношение к этим двум песням? вы считаете, что там есть высказывание о какой-либо проблеме? или вы считате, что песня о любви и песня об одиночестве приобретают дополнительное измерение, потому что автору заблагорассудилось использовать в них названия кавказских стран?
Я признаю за слушателем то же право, что и за автором: вкладывать смыслы в текст или, напротив, отказывать им в смысле. Насколько понимаю, эстетической задачей дадаистов отчасти было именно это - высвобождение образа из-под власти логоцентризма (даже автор по отношению к собственному тексту становится в позицию дешифратора). Я вижу за этим желание создать альтернативную модель художественного высказывания.

В данном случае: помимо чистой фонетики, использовался образ и тема анклава (это можно толковать как угодно - как экзистенциальную метафору одиночества, изоляции, отчужденности или же - как то же самое в социальном смысле). То же - с Арменией.
вы не читали то, что я по ссылке писала? автор там говорит, что не надо слишком усердствовать с интерпретацией. ну а я лично вообще не очень люблю "концепцию мертвого автора" - мне интереснее узнать, что автор на самом деле хотел сказать, чем что в его высказывании увидели другие.

насчет второго момента и вашего другого комментария: вы мне зачем-то сейчас доказываете, что Нойбаутен протестовали и боролись в Западном Берлине. я это знаю и не отрицаю. я просто считаю, что выбраны неправильные песни, чтобы это показать. и как я уже говорила, в особенности это касается Карабаха. за Арменией я еще готова признать какую-то позицию, там неоднозначный текст. ну и потом, если брать ее просто в рамках этого перманентного протеста начала 80-х (хотя тогда можно вообще любую песню взять).

но все же: ознакомившись с информацией в профайле сообщества, я все еще не понимаю, почему выбраны именно те песни, в которых никакая позиция не очевидна.
Хотел поблагодарить Вас за эти комменты. Заставили о куче вещей задуматься. Заодно и о Einstürzende Neubauten почитал побольше. Было любопытно: они-то как видят резонанс своих представлений с культурным, социальным, политическим и прочими контекстами.

Вот строчки из их биографии: http://www.neubauten.org/en-bio.html

The Wall was of crucial importance to the founding of Einstürzende Neubauten. The Wall encircling West Berlin transformed that city into a state-subsidized near-paradisiacal freak-enclave for artists and the maladjusted of every sort including Blixa Bargeld, N.U. Unruh and FM Einheit. The trio declared war on every conventional way of listening with the release of their debut-album Kollaps in November 1981. In grey time in which "normalcy" included the threat that minor incidents in the ongoing Cold War could at any time develop into a Third World War, Einstürzende Neubauten reacted with almost un-listenable cathartic cascades of noise.

Впрочем, не в этом дело. В том, о чем мы только начинали говорить: арт-активистская практика может выражаться не в "за" и "против", не в социальной ангажированности музыкантов, но и в их способности проблематизировать, заставлять почувствовать, задуматься и проч.
ПС. "Армения" так называется, потому что там на струнных играют музыканты из Армении, у них какая-то особенная техника. вы бы заподозрили эту песню в "активности", если бы она не носила название одной из стран Кавказа?
мне расскажите пожалуйста о концепции
вы сейчас что конкретно имеете в виду?
армению