?

Log in

No account? Create an account

January 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com

marchenk in music_action

Boris Vian, Marcel Mouloudji - Le Conscrit (Allons z'enfants)

Антимилитаристская сатирическая песенка о призывниках - Le Conscrit была сочинена Борисом Вианом в 1952 году под впечатлением от романа Ива Жибо (Yves Gibeau) "Allons z'enfants", наделавшего много шума во Франции начала 50-ых (спустя 25 лет столь же острые дебаты породил фильм Ива Буассе "Allons z'enfants", экранизировавший роман).

Жибо все детство провел рядом с полковыми казармами (его отчим был сержантом колониальной армии), закончил военное училище, в 1940-ом году оказался в немецком плену и после освобождения поклялся остаток своей жизни потратить на сопротивление милитаризму во всех его проявлениях: на войне, в государственной пропаганде, в практике "настоящего мужского воспитания" через армейскую дисциплину и всеобщую военную обязанность.

Благодаря философу Раймону Арону будущий писатель познакомился с Альбером Камю и тот убедил его, что лучший способ вызвать в обществе отвращение к войне и ее профессионалам - написать роман о своем личном опыте.

Ив Жибо так и сделал. "Вперед, сыны..." точно воспроизводил мир его детских переживаний и перекликался с короткометражкой великого кинобунтаря Жана Виго - "Ноль за поведение" ("Zero де Conduite"), где дети поднимают восстание против тошнотворно-репрессивной, мелочно-регламентанной школьной жизни, состоящей из религиозного и ультрапатриотического воспитания. На примере тринадцатилетнего Симона Шаломю, чья попытка сбежать из военного училища и вырваться из-под власти отца - ветерана Первой Мировой - заканчивается трагически, автор прослеживал судьбу поколения 30-ых годов 20 века, методично превращаемого системой образования в пушечное мясо и безропотную толпу.
+ + +

"Le Conscrit" Бориса Виана - в исполнении легендарным шансонье и композитором Марселем Мулуджи получала в восприятии публики дополнительное контекстуальное измерение: во время алжирской войны (1954—1962) этот певец кабильского происхождения призывал французов признать независимость бывшей колонии, эвакуировать колонистов и государственных служащих и пойти на переговоры с повстанцами ради сохранения жизней как солдат, так и мирных жителей.

Marcel Mouloudji - Le Conscrit (Allons z'enfants)


В переводе Владислава Зайцева - Борис Виан "Вперед, сыны..."

Я, помню, получил
Без видимых причин
Письмо.
Само
Собой, прочёл — и ахнул:
Строжайший был приказ
В такой-то день и час
Прибыть
В одну
Казарму — тут, у нас.

При входе я с тоской
Сказал, кто я такой:
Мол, я,
Друзья,
Пришёл узнать, в чём дело.
Взглянув на документ,
Они в один момент
Ввели
Меня
В какой-то кабинет.

Контора — не ахти,
Машинка тарахтит…
Зато
Вот что
Приятно: секретарша —
Такие чудо-формы
В сукне военной формы!
Меня
Они
Взбодрили как коня.

Ещё там был один
Служивый господин.
«Дружок,
Должок
За вами!» — произнёс он
И строго посмотрел.
А я ему в ответ:
«Вы вызвали меня
Сюда —
Я здесь, месьё солдат».

Как рявкнет он: «Смиииррр-на!
Учтите: до хрена
Таких
Лихих
Мы в чувство приводили.
Да кто позволил вам
Без спросу сесть, болван?
Да вас
Отдать…
А ну немедля — встааать!»

А я ему: «У вас
Я нынче в первый раз
И знать
Не мог,
Какие тут порядки.
Сидят, я вижу, здесь —
Решил и я присесть…
Вот весь,
Вот весь
Мой грех, если он есть».

Ну, я, конечно, встал
И признаваться стал,
Как я
Запал
На тёлку за машинкой,
Хотел спросить его,
Как с ней насчёт… того
И как
Она
На рекрутов глядит.

Он почернел как смерть —
Приятно посмотреть,
Вскочил,
Вмочил
Мне кулаком по уху,
Потом свёл к одному
Коллеге своему,
А тот
Меня
В два счёта — на губу.

А дальше — просто срам:
Такая по утрам
Муштра…
А днём
Сортиры выгребаю.
Неделями подряд
Одно мне говорят:
— В наряд!
— В наряд!
Я жизни стал не рад.

Здесь так все держат строй,
Что кажется порой,
Любой —
Герой,
И только я — растяпа,
Для службы не гожусь,
Оружия страшусь…
И пусть,
И пусть —
В герои не прошусь.

Я даже на трубе
Играю так себе.
К тому ж
Всех бесит вкус мой музыкальный,
Ведь мне не по нутру
Побудку поутру
Дудеть,
И я
Из Верди марш беру.

Старинный друг мой Жиль,
Когда, как я, служил,
Был смел,
Умел
Поладить с командиром.
Он в галунах теперь.
Выходит, верь-не верь,
Резон
Большой —
Ходить в строю с душой.

Мне здесь давно твердят:
Хорош лишь тот солдат,
Кто рад
Стократ
Любой приказ исполнить.
Сегодня Жиль — сержант,
А будет лейтенант —
Сумей
Прожить
Хотя бы лет до ста.

Чтоб званье приобресть,
Набор условий есть:
Там долг,
Там честь
И труд, и дисциплина.
И если двадцать лет
Мыть шваброй туалет,
То глядь —
Подать
Рукой до эполет.

L'aut' jour dans mon courrier
J'ai reçu des papiers
J'en suis
J'vous l'dis
J'en suis resté tout pâle
On me disait tout dret
D'aller me présenter
A la
Casern'
Qui s'trouv' dans mon quartier.

Je m'en vais donc là-bas
Et je leur dis c'est moi
Je viens
C'matin
M'en voir de quoi qu'y r'tourne
On m'a donc fait rentrer
Et je leur ai d'mandé
A voir
Cui-là
Qui m'avait convoqué.

Me v'là dans un bureau
Qui n'était pas bien beau
Y avait
C'est vrai
Un' petit' secrétaire
Avec un uniforme
Qui collait à ses formes
J'm'en suis
Senti
Bientôt
Ragaillardi.

Mais y avait aussi
Un militaire assis
Qui m'dit
Mon p'tit
Qu'est-c' que vous venez faire
Moi j'y ai répondu
C'est qu'on m'a convoqué
Monsieur
L'soldat
C'est pour ça que j'suis là.

Il m'a dit: Gardavou !
Mais où vous croyez-vous
Je vois
Ma foi
Vous êt' un' forte tête
Vous assoir devant moi
Ca s'pass'ra pas comm' ça
Debout
Sans r'tard
Ou j'vous fourre au mitard.

Moi j'y ai répondi
Je n'suis qu'un jeun' conscrit
Y a pas
D'offens'
Si j'connais pas l'usage
Je vous voyais-t-assis
Je m'suis assis-z-aussi
Voici
Voici
Pourquoi j'agis ainsi.

Je me suis relevé
Et je lui ai-z-avoué
Qu'j'étais
Pincé
Pour sa p'tit' secrétaire
Pis j'ai voulu savoir
Si ell' sortait le soir
Et si
Les bleus
Avaient l'jeudi pour eux.

Il est dev'nu tout noir
C'était pas beau a voir
Il s'est
Levé
Et m'a botté les fesses
Et puis il m'a conduit
Chez un ami à lui
Un a
Djudant
Qui m'a fourré dedans.

On m'a rééduqué
Toute la matinée
L'après
Midi
J'ai balayé les chiottes
Et ça a continué
Pendant des mois entiers
Jamais
Jamais
J'avais tant balayé.

Je vois les autres gars
Marcher sans s'tromper d'pas
Mais moi
Je crois
Que j'suis-t-un incapable
J'ai pas d'goût au fusil
Et dans ma compagnie
On dit
Que j'suis
Le plus con des conscrits.

Je suis même trop con
Pour jouer du clairon
J'en tir'
Des sons
Qui les mett'tous en rage
Moi ça m'intéress' pas
De jouer lèv'toi soldat
Quand j'suis
Tout seul
J'y joue l'grand air d'Aïda.

Mon vieux copain Dubois
Qu'était un bleu comm' moi
Avait
Je l'sais
Le goût du militaire
Il a des galons neufs
Ca fait un effet boeuf
Voilà
C'que c'est
D'écouter les gradés.

Ils me l'ont répété
Pour êtr' un bon troupier
Obé
Issez
Aux officiers d'carrière
Dubois est adjudant
Il finira yeut'nant
Pourvu
Qu'on trouv'
L'moyen d'vivre cent ans.

Pour émerger du rang
Un seul commandemant
Travail
Constant
Devoir et discipline
Moi si pendant vingt ans
Je balaie les latrines
J'vois pas pourquoi
Que j's'rai pas commandant !

P.S. Прочитайте "Я не понимаю ни одну из сторон". О том, как важно прервать цепочку мести и ненависти. Хотя бы в себе.

Коды баннеров против войны на Кавказе на разных языках можно взять - отсюда.

Сказать, что "эта война - не от моего имени" - небольшой шаг (у сказанного шепотом или в узком кругу и произнесенного публично - вес разный). Но в ближайшее десятилетие нужно делать очень много таких шагов. Иначе реваншистский, милитаристский и националистический психоз накроет всех с головой. Время само по себе такие эпидемии не лечит. И прежде чем "горбатых исправит могила" жизнь станет несносной для всех.

Boris Vian - La java des bombes atomiques.

Boris Vian- Le déserteur.

Comments

наверное, правильно так думать, если ты в Грузии----

но ведь мы -- в России----

и в Грузии --- наши танки, а не наоброт -----



По-моему, это здравая мысль (если читать весь пост по ссылке) даже для тех, кто и не в Грузии, и не в России. Это - что касается отношений между конкретными людьми, между нами.
Иная история - что можно делать, чтобы заблокировать военные действия как опцию в решении межгосударственных конфликтов (по одиночке, даже если "хором", подобного не добиться: нужны солидарные действия гражданских организаций, политических партий, правительств нейтральных стран, международных институций).
И уж совсем третья история: выводы и действия граждан в отношении своих правящих элит, в отношении структуры государственной власти и т.д. Для меня очевидно, что РФ (как государственный аппарат - в первую очередь, но и как определенная часть общества - во вторую) в том виде, в котором существует сейчас - опасность и для мира, и для собственных жителей. Разумеется, я буду делать, что могу, дабы подобную тенденцию переломить. Что будут делать граждане Грузии, какие уроки извлекут - их дело.

конечно, Вы правы -----

о да -- согласна абсолютна -----
и с первым, и вторым, и третьим ----
но----
меня напугала реакция общества----
не представителей гос. аппарата или _определенной_ части ---- а вполне нормальных, вменяемых людей ----
потому что слова "они первые начали" побеждают всю остальную логику----
мне казалось, что просто мирные забавы в этих условиях -- маловато----

Re: конечно, Вы правы -----

ай мин ---- потому что для этих людей слова "они первые начали" побеждают всю остальную логику----

Re: конечно, Вы правы -----

У меня те же реакции. До сих пор. То, что есть ксенофобские круги со специфическим культом силы, социал-дарвинистским видением мира и проч. - не новость. Однако масштабы "траншейного" восторга + качество социальной рефлексии (представления о том, что такое международное право, как работают международные институции... вплоть до употребления слов из, казалось бы, общепонятного языка публичной политики) + тайны персональной самоидентификации (с доктринами, государственными аппаратами, нациями-народами и т.д.) - это даже не "удручает", а буквально вызывает тошноту.
Кстати... Обратите внимание: в music_action мы собрали довольно большую коллекцию антивоенных песен; большинство из них - иноязычные, написанные музыкантами в знак протеста против войн, затеянными их правительствами; к сожалению, на русском языке таких песен удручающе мало. Нынешнее поколение живет в крайне агрессивной среде, полагая "право сильного" и "насилие как метод" - не только реалиями, но и нормой. Крайне сложно отправить на историческую свалку политические элиты. Но изменить образ мышления людей, составляющих общество, допускающее, чтобы им ТАК управляли и от его имени принимали ТАКИЕ решения... Это еще труднее.
Без толку предъявлять претензии к властям. Пока нет их моральной изоляции, нет согласия в обществе по поводу "простых решений" (а война - предельно тупое и простое решение, которое не решает, а еще дальше загоняет конфликт)... Персональный состав правительств в этом случае значения не имеет. Надо - пусть и начиная с немногих - собирать тех, для кого происходящее - абсолютно неприемлемо. И - через аргументы, через спокойную интонацию, через "здравый смысл" и "банальные истины" гуманитарного искусства постепенно менять общественное мнение, бороться за то, чтобы количество голосов против войны, милитаризации, ксенофобии и т.д. становилось большим, позволяющим говорить о том, что это - позиция большинства...
Этого, к сожалению, не происходит.
Адекватных людей тошнит. И они уходят из публичного пространства, оставляя его бесноватым.

непонятно, как заштопать то, что порвано-----

почему-то слова "убивать нельзя" многие воспринимают как пожелание, а не абсолютный приказ----
причем часто те, кому и решений никаких принимать не нужно ----
и убивать самим -- тоже ----
но они в этих государственных убийствах видят такую железную логику, что ни убедить, ни переспорить -----