?

Log in

No account? Create an account

September 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com

ipostas in music_action

О хрустальной ночи в искусстве

Хруста́льная ночь (Ночь разбитых витрин) (нем. Kristallnacht) — первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха, произошедшая в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года.

Больше о самом событии можно прочитать здесь:

Ход событий

Поводом к началу еврейских погромов, послужило убийство в Париже 17-летним польским евреем Гершелем Грюншпаном (en) 7 ноября 1938 советника германского посольства Эрнста фон Рата (en). В ответ на этот акт, при поддержке нацистских властей, в ночь с 9 на 10 ноября в десятках городов Германии и Австрии был организован еврейский погром.

За одну ночь, в основном гитлеровской молодёжью (Гитлерюгенд), был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 30 тысяч, в основном, состоятельных,[1] арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. В эту же ночь были сожжены или разгромлены 267 синагог, 7,5 тыс. торговых и коммерческих предприятий, сотни жилых домов евреев.[2] Общий ущерб составил 25 млн рейхсмарок, из которых около 5 млн[источник?] пришлось на разбитые витрины (отсюда второе название «Хрустальной ночи» — «Ночь разбитых витрин»).

[править] Инициаторы

Существуют свидетельства того, что приказ о всеобщем еврейском погроме был отдан лично Гитлером, при организационном участии Геббельса и Гиммлера. Впоследствии возникла легенда, будто Геббельс и Гиммлер организовали этот погром без ведома Гитлера, и он, узнав об этом, якобы был недоволен и строго выговаривал им за эту акцию. Однако близко стоявший к Гитлеру имперский руководитель прессы Отто Дитрих решительно опровергает эту версию, утверждая, что именно Гитлер был инициатором «хрустальной ночи».[3]



С удивлением обнаружила, что Джон Зорн (победитель премии МакАртуров, американский саксофонист) посвятил целый альбом этому событию. Нужно признаться, что музыка у Джона Зорна что ни на есть экспериментальная, так что на любителя. Но мне было приятно слушать. Я собираюсь использовать заставкой (background) на своей паре английского языка, посвященной этому событию.



История рождения самой идеи отразить историю первого погрома в музыке здесь:

http://www.bbc.co.uk/russian/openmusic/garylucas.shtml

Должен сказать, что именно я в каком-то смысле подкинул Джону Зорну (John Zorn) идею созданию серии "Радикальная еврейская культура" на его лейбле Tzadik. Вместе с группой Klesmatics и Доном Байроном (Don Byron) я одним из первых в нашем кругу музыкантов нью-йоркского даунтауна стал использовать в своей музыке еврейские темы и мотивы. А в 1988 году я оказался на Берлинском джазовом фестивале и увидел в местных газетах много материалов о 50-й годовщине так называемой Хрустальной ночи" – вспоминает Гэри Лукас.

Под названием "Хрустальная ночь" в историю вошли трагические события в Германии 9 и 10 ноября 1938 года: разгромы синагог, погромы еврейских домов, массовые убийства и аресты евреев, положившие начало Холокосту - трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны.

"У меня тогда была пьеса Verklarte Kristallnacht название которой обыгрывало знаменитую "Просветленную ночь" Шенберга и которая была, наверное, одной из самых первых попыток сочетать свободную импровизацию и еврейский тематический материал. На этом же фестивале был и Зорн, я ему рассказал о своей задумке, и у него глаза загорелись. А через пару лет он уже выпустил альбом, создал свою фирму Tzadik и придумал концепцию "радикальной еврейской культуры". Но я к нему совсем не в претензии: Джон прекрасный парень, мы друзья и мы постоянно друг у друга что-то заимствуем. У меня вышли в этой серии два альбома, возможно, выйдут еще. Меня называют еврейским Джимми Хендриксом, я включен в книгу Евреи в роке – для меня все это очень важно, все это нормально, я горжусь этим, но в то же время я не хотел бы, считаться только еврейским музыкантом и композитором, не хотел бы, что эта тема закрывала для людей иные стороны моей музыки, иные, быть может, не столь мне близкие, но не менее интересные для меня культуры".

И, действительно, что, казалось бы, может дальше отстоять от традиционных еврейских мотивов, чем песня «Позволь мне вновь взглянуть на тебя» из альбома The Edge of Heaven (Край небес). Современная сингапурская певица Селест Чонг (Celest Chong) в сопровождении гитары Гэри Лукаса и его партнеров по группе Gods and Monsters воспроизводит пение популярной в довоенном Китае Чу Суоан (Chow Hsuan). Музыка, надо признаться, завораживает. Но как нью-йоркскому еврею Лукасу пришла в голову столь странная экзотическая идея?
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments