?

Log in

No account? Create an account

September 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com

tact_media in music_action

Jean-Jacques Goldman - Né en 17 à Leidenstadt

Год назад была российско-грузинская война... За год чуть ли не по часам расписали хронологию событий, накидали тучу конспирологических версий о мотивах и тошнотворно-бодрых - о "благородных целях", подсчитали ущерб, число погибших и раненых, ставших беженцами... Что в прессе, что в блогах доминирует та же, по сути, ура-патриотическая мельница комментариев с фигурами политиков и военных на первом плане. "Большинство" не интересуют разрушенные судьбы. Ему нужно зрелище, мишени для виртуальной стрельбы...

Слишком просто - списать все на отдававших приказы и манипулировавших общественным мнением, а себя приписать к жертвам, ропчущим свидетелям, "домашним миротворцам" и т.д. Гуманитарная катастрофа случилась не после, а до. "Во время" имело смысл требовать прекращения огня, сдавать кровь, собирать одежду и медикаменты, документировать военные преступления, противостоять милитаристской пропаганде. А сейчас? Что можно делать сейчас? И - что можно делать в тех же блогах?

Есть как минимум два направления для онлайн-активизма: формирование массового антивоенного движения (не как коалиции гражданских организаций, действующих в реале, а как неформальной социальной сети) и демилитаризация публичной сферы (на наших "форумах" столько "языка вражды и ненависти" - в масс медиа, блогосфере, кино, повседневной речи...).

То, что мы делали в music_action - малая лепта: мы сообща собирали и рассказывали об антивоенном, миротворческом, пацифистском, антиксенофобском музыкальном видео, арт-активистских позициях и стихах. Посмотрите, сколько сделали за год: http://tact-media.livejournal.com/4509.html. В этих песнях и клипах - история активистских субкультур, продвигающих ценности мира и ненасилия. Часто их показывают по ТВ? Считывают ли люди их антивоенные мессиджи? В состоянии ли искусство пробуждать критическое мышление, волю к сопротивлению, веру в необходимость "капель" и которых складывается "океан" общественного мнения? Усилия самых слаженных и убежденных активистских групп не достигнут цели, если не будет ощущаться поддержка со стороны общества. Нет смысла "воевать" с агитпропом и бесноватыми. Надо делать видимыми голоса тех, кому горько и стыдно за август 2008. Распространение антивоенной музыки, перевод протестных баллад - лишь один из тысячи способов выразить свое отношение. Пожалуйста, используйте и его. Стоит заранее думать, как уберечь свои города от превращения в Лейденштадт (город-символ, о котором в 1990-ом спел Жан-Жак Гольдман: название составлено из немецких die Leiden и die Stadt - "страдание" и "город").

"Né en 17 à Leidenstadt" Гольдман записал вместе с Кэрол Фредерикс и Майклом Джонсом. У каждого из этих музыкантов были свои биографические причины отказываться "выбирать окоп" и становиться заложниками "сценариев конфронтации".

Жан-Жак Гольдман - из семьи с польскими, еврейскими, немецкими корнями (его родители получили французское гражданство после Второй Мировой, за участие в движении Сопротивления). Он мысленно переносит себя в Германию после Первой Мировой - Германию, в которой набирали силу нацисты, затем - в Северную Ирландию, с ее перманентной гражданской войной между католиками и протестантами, затем - в ЮАР эпохи апартеида... Это же так естественно - родившись в униженной войной Германии, мечтать о мести; родившись в Белфасте - становиться "солдатом веры"; появившись на свет белым и богатым в Йоханнесбурге - закрывать глаза на "голоса отверженных и бесправных". Певец не встает в позу трибуна или проповедника. Он всего лишь говорит о том, что есть выбор -
быть сопротивленцем, жертвой, соучастником или палачом, немым от страха или имеющим смелость вмешаться.

Jean-Jacques Goldman - Né en 17 à Leidenstadt


Отказываясь занять четкие политические позиции, Жан-Жак Гольдман тем не менее происходит из поколения, которое познало столкновения в 1968, идейные движения и различные идеологии, которые проистекли отсюда. Заинтересованный проблемами общества, он соглашается в 1985 принимать участие в записи диска для Эфиопии (сбор средств на борьбу с голодом в этой стране), в концерте 15 июня на Площади Согласия под эгидой антирасистской организации SOS Racisme, и, наконец, в записи песен для "Restos du Coeur" (благотворительная орагнизация помощи бездомным).

Если бы я родился в 17 в Лейденштадте
На руинах поля битвы
Был бы я лучше или хуже этих людей
Если бы я был немцем?

Убаюканный унижением, ненавистью и невежеством
Вскормленный мечтами об отмщении
Проливал бы маловероятные слезы
Посреди потока?

Если бы я вырос в доках Белфаста
В касте сражающихся за веру
Была бы у меня сила выступить за своих или против них
Предать или протянуть руку?

Если бы я родилась белой и богатой в Иоханнесбурге
Между властью и страхом
Услышала бы я крики, приносимые ветром
Ничего не было бы как прежде?

Мы никогда не узнаем, что в действительности у нас внутри
Спрятанное за нашей внешностью
Душа храбреца или соучастника или палача?
Самого худшего или самого лучшего?
Стали бы мы теми, кто выстоит или были бы баранами в стаде
Если бы потребовалось больше, чем просто слова?

И если бы я родился в 17 в Лейденштадте
На руинах поля битвы
Был бы я лучше или хуже этих людей
Если бы я был немцем?

И пусть как можно дольше мы будем избавлены
От необходимости выбирать, на чьей мы стороне

(перевод был в кэше google, поэтому не могу указать его автора)


Si j’étais né en 17 à Leidenstadt
Sur les ruines d’un chams de bataille
Aurias-je été meilleur ou pire que ces gens
Si j’avais été allemand?

Bercé d’humiliation, de haine et d’ignorance
Nourri de rêves de revanche
Aurais-je été de ces probables consciences
Larmes au milieu d’un torrent

Si j’avais grandi dans les docklands de Belfast
Soldat d’une fois, d’une caste
Aurais-je la force envers et contre les miens
De trahir: tender un main

Si j’étais née blanche et riche à Johannesburg
Entre la pouvoir et la peur
Aurai-je entendu ce cris porté par le vent
Rien ne sera comme avant

On saura jamais c’qu’on a vraiment dans nos ventres
Caché derrière nos apparences
L’âme d’un brave ou d’n complice ou d’un bourreau?
Ou le pire ou plus beau?
Serions-nous de ceau qui résistant ou biens les moutons d’un troupeau
S’il fallait plus que ces mots?

Si j’étais né en 17 à Leidenstadt
Sur les ruines d’un chams de bataille
Aurias-je été meilleur ou pire que ces gens
Si j’avais été allemand?

Et qu’on nous épargne à toi et moi si possibles très longtemps
D’avoir à choisir un camp.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

Для действий на том - глубинном уровне - нужны глубинные люди, готовые выплывать на поверхность публичной жизни :) Когда все началось - реакции четко показывали кто есть кто. Легко было понять. Как при любом экстремальном событии.

Плохо только то, что визуализировать эту неформальную общность (показать движение поступком) не получается. Сделать бы крупную сетевую кампанию, но до сих пор не ясно - как. Та же подборка в антивоенными песнями могла бы пригодиться для этого.
сейчас люди подсели на, так сказать, визуальное восприятие (восприятие образов), в ущерб многому другому :) , поэтому идея с сетевой компанией - очень неплоха, а ваша подборка антивоенных песен - просто супер!