?

Log in

No account? Create an account

September 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com

marchenk in music_action

Arlo Guthrie - Hobo's Lullaby


Субкультуры битников и хиппи часто расписывают чуть ли не как революцию в образе жизни, как нечто, не имеющее культурных прецедентов... Это не так. Уже в XIX веке фигура странствующего нищего, бродяги, соглашающегося только на сезонные работы и нигде не останавливающегося подолгу, оставила свой отпечаток в американской истории. Не важно что побуждало этих людей покинуть дом - нужда, зов дороги, жажда независимости... Американскому ностальгическому сознанию свойственно несколько романтизировать этих бездомных “по доброй воле”. Во всяком случае, отношение к бездомным и поныне заметно отличается от того, что в ходу на постсоветских широтах по части бомжей.

Жаль, что не владею материалом и знанием английского, чтобы хотя бы в небольшом очерке дать обобщающую картинку социокультурного феномена “hobo”. Хочется верить, что среди нас когда-нибудь найдётся кто-либо более сведущий и терпеливый. Пока же — скорее набросок, а не рассказ по мотивам старинной "Hobo's Lullaby" - песни, приписываемой Goebel Reeves.

Исторически, слово «hobo” возникло еще в XIX веке для обозначения бродяг, путешествующих "зайцами" на товарных поездах. Их было много по завершении Гражданской войны (бывшие солдаты возвращались домой), а затем — во времена многочисленных — мелких и крупных — экономических кризисов, поражавших штатовские рынки. Люди — молодые и обремененные семьёй — тысячами снимались с насиженных мест и отправлялись на поиски куска хлеба — себе и денег — для отправки домой. Литература конца XIX — начала XX века полна описаний этих бедолаг, кочующих будто перелетные стаи (у Марка Твена, Джека Лондона, Амброза Бирса и мн.др.) - занятых на сезонных работах, стекающихся к проходным только что открытых заводов, толкущихся на бирже труда, идущих на всевозможные ухищрения, чтобы выжить и встать на ноги или же махнувших рукой на судьбу и принимающих свой затянувшийся «временный статус» бездомного как простую данность.

“Hobo” было так много, что еще в позапрошлом столетии у них сложилась собственная субкультура — с понятными им одним правилами и ритуалами (как устроится на ночлег, как приготовить пищу на пустыре, как пробраться незамеченным на железно-дорожную станцию...), с чувством общности, не знающим ни постоянства, ни иерархий, с развитой системой знаков и кодов, незаметных для «благополучно-осёдлых», но исполненных смысла для путника (значки мелом или углем - «здесь лютует полиция», «тут подают милостыню», «осторожно — злые собаки», «пригодно для ночлега» и др.)/

Англоязычная википедия сообщает, что в 1889 году, в Миссури состоялся съезд (!) «бродяг по призванию», которые учредили автономное сообщество и разработали его Этический кодекс (идеально подходит для нынешних автостопщиков!): настоящий бродяга обязан сам принимать решения и никогда не позволять другим навязывать себе правила, всегда уважать местные законы и оставаться джентльменом, не пользоваться оплошностями тех, кто находится в еще более бедственном положении, не напиваться вдрызг, помня, что это может дать повод окружающим скверно относится к другим hobo, всегда убирать за собой мусор и заботиться о природе... По сути, это была сумма правил, подсказывающих как сохранить человеческий образ в экстремальных обстоятельствах (голода и нищеты, отсутствия бытовых условий для соблюдения гигиены и др.) - в собственных и, что немаловажно, в чужих глазах (чтобы не вызывать неприязнь местного населения и слишком пристальное внимание полиции).


1. Decide your own life, don't let another person run or rule you.
2. When in town, always respect the local law and officials, and try to be a gentleman at all times.
3. Don't take advantage of someone who is in a vulnerable situation, locals or other hobos.
4. Always try to find work, even if temporary, and always seek out jobs nobody wants. By doing so you not only help a business along, but ensure employment should you return to that town again.
5. When no employment is available, make your own work by using your added talents at crafts.
6. Do not allow yourself to become a stupid drunk and set a bad example for locals treatment of other hobos.
7. When jungling in town, respect handouts, do not wear them out, another hobo will be coming along who will need them as bad, if not worse than you.
8. Always respect nature, do not leave garbage where you are jungling.
9. If in a community jungle, always pitch in and help.
10. Try to stay clean, and boil up wherever possible.
11. When traveling, ride your train respectfully, take no personal chances, cause no problems with the operating crew or host railroad, act like an extra crew member.
12. Do not cause problems in a train yard, another hobo will be coming along who will need passage through that yard.
13. Do not allow other hobos to molest children, expose to authorities all molesters, they are the worst garbage to infest any society.
14. Help all runaway children, and try to induce them to return home.
15. Help your fellow hobos whenever and wherever needed, you may need their help someday.
16. If present at a hobo court and you have testimony, give it, whether for or against the accused, your voice counts!

Во времена Великой Депрессии число безработных, беспокойно передвигающихся по всей стране в поисках пристанища, доходило до миллиона. «Hobo's Lullaby» как будто «сфотографировало» их образ, завязало в узелок коллективной памяти: тут и паровозные гудки, и уют «теплушки», и страх перед полицейским, и утешающие эсхатологические видения с обещанием «you'll find happiness some day».

Arlo Guthrie - Hobo's Lullaby

Comments

Ролик, скорей, о том, как "те", ж/д хобо, разъезжавшие в поисказ работы, превратились в "этих" - на нью-йоркский манер - бомжей, на работу плотно и сознательно забивших.
Ролик самопальный. Сюжета в нем как такового нет. Просто - слайды.

Сравнивать американских бездомных тогда и сейчас не берусь. Поскольку не видел ни тех, ни других. Натыкался лишь на повсеместное присутствие образа в кино и литературе. Гипотеза о связи субкультуры хобо с битниками, хиппи и т.д. - "от фонаря". То, что "и там, и там" все крутится вокруг дороги, конечно, еще ни о чем не говорит. По "вектору" это, конечно, очень разные вещи: одни идут на трассу в надежде когда-нибудь найти дом, другие - чтобы из него вырваться.