?

Log in

No account? Create an account

September 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com

marchenk in music_action

Wyclef Jean - Million Voices; Afro Celt Sound System - Hotel Rwanda

В сообществе много записей об исторической памяти и забвении, о переживании и преодолении коллективных травм, нанесенных диктатурами, гражданскими войнами, политическими репрессиями, геноцидом... "Универсальных рецептов" возвращения к нормальной, цивилизованной жизни после пребывания в бездне насилия, ненависти и беззакония не существует. Нюрнбергский процесс, комиссии по установлению истины и примирения, международные трибуналы по преступлениям против человечности, Международный Уголовный суд, Европейский суд по правам человека, процедуры люстрации, реституции... Очевидно, что "юридические аспекты восстановления справедливости" не в состоянии излечить изувеченные социальные организмы и души миллионов людей, бывших жертвами, свидетелями и участниками преступлений. Поэтому в странах, в недавнем прошлом которых есть трагический опыт, стихийно зарождаются квазиправовые гражданские институты - временные несудебные следственные органы, различные формы "морально-юридического правосудия" и символического признания вины и покаяния. Они часто бессознательно сопряжены с различными практиками арт-активизма и коллективной психотерапии средствами искусства. В какой-то степени социальные движения и неправительственные организации также берут на себя социокультурную роль "трансформаторов деструктивной энергии", обращая последнюю в "топливо перемен", а не в "молот для праведного гнева" (см. песни движения за равные гражданские права в США 50-60-ых).
+   +   +
Руанда - страна устной культуры. В таких странах песни и музыка играют особую роль (для хранения коллективной памяти, для общественных коммуникаций и др.) и нередко используются политиками. Так, на формирование духа межэтнической нетерпимости, приведшего к геноциду 1994 года, значительное влияние оказали государственные радио- и телеканалы, крутившие в эфире экстремистские националистические песни с прямыми призывами к террору.

Процесс пацификации и восстановления разрушенных социальных связей также начался с музыки. Новое правительство Руанды при помощи музыкальных трансляций призывало к сотрудничеству и объясняло населению значение так называемых "gacaca tribunals" - общинных судов, преследующих цель установления истины, морального покаяния и примирения. "Суды гакака" опирались на древние традиции местного правосудия и ориентировались правительством на модель южноафриканский комиссий по установлению истины и примирения (но не полностью, т.к. копирование ЮАРовской практики, по убеждению экспертов, привело бы к новому витку насилия).

Общинные суды ввели в 2002-ом году, поскольку было очевидно, что только морально-юридические, ритуально-символические процедуры в состоянии разрядить социальную атмосферу ненависти и жажды мести. Государственное судопроизводство, несмотря на поддержанные международным сообществом реформы системы правосудия, инвестиции в программы повышения квалификации юристов, судей, следователей и полицейских, по определению не сумело бы "переварить" столь большое количество случаев убийства, избиения, изнасилования, пыток и др. "На судах гакака" после слушаний и обсуждения вердикты выносили сограждане в соответствии с нормами обычного, а не кодифицированного права). Для европейских глаз и ушей эти процессы представляли крайне необычное зрелище: перед началом заседания заключенные, одетые в розовые тюремные робы, начинали петь и танцевать, прося таких образом прощения у жертв и семей погибших или же свидетельствуя о своей невиновности. Пение и танец считались средствами "наведения мостов" между преступниками и потерпевшими, а также своего рода гражданскими ритуалами очищения и социальной реинтеграции.

Wyclef Jean - Million Voices (из фильма "Отель Руанда").


Очевидно, что одного только "юридического инструментария" для преодоления "барьеров враждебности и недоверия" было бы недостаточно. Даже сейчас, спустя 15 лет после беспрецендентных по жестокости событий, степень социального напряжения очень высока и встреча лицом к лицу палачей и жертв - очень сильное испытание, к которому должны быть подготовлены обе стороны. Поэтому с теми из боевиков, что бежали в соседние страны, но со временем решили вернуться на родину и предстать перед судом гакака, проводится специальная работа: их помещают в так называемые "лагеря солидарности", где в течении нескольких недель с ними встречаются психологи, медики, консультанты.

Afro Celt Sound System - Hotel Rwanda (из фильма "Отель Руанда").


- ООН. Комитет по правам человека. Девяносто пятая сессия. Нью-Йорк (15 марта - 3 апреля 2009 года):
Заключительные замечания Комитета по правам человека: РУАНДА.

- Нильс Кристи - Примирение или наказание?

- "Уже который день я пытаюсь понять какую-то внутреннюю логику тех событий в Руанде в 94-м году. И не могу. Вся история этого геноцида - это история какой-то животной природы человека. История того, как одна отдельно взятая страна может целиком сойти с ума. История того, как средства массовой информации достигают такого уровня манипуляции, что люди совершают немыслимые поступки, в адекватности которых не сомневаются.

О геноциде в Руанде много что известно. Известно, что это второй по масштабам геноцид после Холокоста. Однако все равно это остается во многом нерассказанной историей. Тогда, 13 лет назад, остальной мир просто наплевал на Руанду, а теперь просто о ней очень удобно забыл.

Геноцид в Руанде в 94-м году - это история того, как менее чем за сто дней люди из народности хуту физически истребили более миллиона людей из народности тутси. Но это далеко не только история этих двух африканских народов
" - martintorp .

Comments

А еще там есть такая организация Ibuka, где работают с "соседями" - хуту и тутси, живущими в одних и тех же деревнях. "Ибука" - это правозащитная организация, оказывающая также психосоциальную поддержку пострадавшим от насилия и их близким и направленная на оживление местной культуры. Я про это знаю, потому что мои французские и австралийские коллеги поддерживают эту организацию.
Кажется, я читал про них. Но в этом посте - не столько про организации, сколько про "нетрадиционные модели правосудия". Надеюсь, что когда-нибудь соберу в книгу то, чего накопал и надумал на эту тему.

Рано или поздно в России будет нечто по поводу сталинизма. Должно быть. И в этом смысле стоит просканировать все, что было и есть в международном опыте. ЮАР, Чили, Аргентина, Sorry Day в Австралии, постфранкистская Испания... Юристов все эти квазиправовые материи мало интересуют. А специалистов, занимающихся "политикой памяти", "социальной антропологией конфликтов" и т.д. в стране по пальцам пересчитать. В академическом и экспертном сообществе под них нет ниш, а гражданские огранизации в большинстве своем - "не могут себе позволить".
а про международную конференцию на Роббен-Айленде ты читал? Ее Институт Исцеления Воспоминаний проводил, вот отчет
http://www.healingofmemories.co.za/articles/Healing_Report_WEB.pdf

в прошлом году у них тоже было международное мероприятие

если тебе надо накопать про практики примирения в Австралии, тут я могу помочь, потому что есть знакомые, непосредственно занимающиеся этой работой - с "Украденными Поколениями".
Я в следующей командировке поспрашиваю коллег про их музыку для социальной активности, и, может быть, мы с ними вместе напишем несколько постов в это сообщество.
Спасибо за ссылку. Прочту (хоть я по-английски "читаю по слогам").

За консультации с коллегами - респект заранее. И уж подавно - если свои посты напишешь (видео с коротким комментом и, по возможности, ссылками были бы очень кстати). Была давняя идея отказаться от русскоязычности коммьюнити, но она пока - "на полке". Это потребовало бы командной проектной работы, а не того, что получается делать сейчас.

Толковых публикаций по "украденным поколениям" на русском я не встречал. А посты в ЖЖ (смотрел специально), как правило, в ёрническом ключе: "делать им нечего", "этим ... дали джинсы и научили пользоваться унитазом, а они еще и недовольны".
я переведу для сборника одну из версий этого отчета - уже довольно скоро, и тогда пришлю.

Кстати, в этом году Дэвид Денборо и Шерил Уайт собираются в Италию в июне, - выяснить, где и когда они будут?

Про "украденные поколения" я тогда тоже напишу обзор и пришлю тебе ссылку. Аборигенская культура, в каком-то смысле, ближе нашей, чем культура белых австралийцев. По крайней мере, в том, что касается юмора :)
С Дэвидом очень хотел бы встретится. Расстраивает только моя не-англоязычность (говорю только по-немецки и итальянски).

Я про Кева Кармоди тут писал, про Yothu Yindi... В контексте Sorry Day и украденных поколений.

Понимаешь, тут еще и "наглядность" очень важна (клип, самодельный ролик, д/ф). Большие и специализированные тексты читают только профессионалы. Проблема в том, что их знания не социализируются. Нет в России "дайджестного слоя" по этим темам. А это значит - никакого "просветительства" и "социальных кампаний" (что в сети, что в реале) не получится. Им просто не на что и не на кого опираться.

Мне кажется, что прямой выход на рефлексию вокруг Гулага в стране сейчас невозможен. Слишком политизировано, слишком "затаскано"... Если заносить техники работы с "коллективной травматической памятью" через показ на максимально далеких примерах - Руанда, Чили, ЮАР и т.д., то получается обходить порядком доставшие "защитные комплексы". Но - нарративов нет. Таких, чтобы были доступны, понятны и интересны "обычному человеку". И создавать их пока некому.
Дэвид и Шерил, если я правильно понимаю, будут преподавать для итальянской аудитории, и у них будет переводчик. Надо только во времени-пространстве подгадать. Я спрошу, как только появится возможность.

Я понимаю про твою позицию в связи с наглядностью. Я как человек "слабовидящий", сама на визуальную сторону меньше ориентировалась раньше, но вот наши коллеги стали делать сейчас Digital Storytelling, и очень интересно получается. Так что посмотрим, что возможно сделать, чтобы было нагляднее и не только для узкого круга специалистов.
Артем, я никогда не писала в этом сообществе, т.к. недавно только на него наткнулась.
Сделела первый в своей жизни клип к 30 октября, посмотрите,плиз, как эксперт, он куда-то годится? И в сообщество идут только с музыкой? (ссылка на метку "Мемориал" в моем блоге)
http://a-tanj.livejournal.com/tag/мемориал

По "Мемориалу", исторической памяти и забвению, политике памяти, микроистории - все было бы очень кстати. Очень.

И видео может быть вовсе не обязательно музыкальным, но и документальным, художественно-игровым и т.д. Это, в конце концов, может быть просто чье-то важное интервью или ролик о прошедшей акции. То есть - все, что может быть интересным и полезным людям, ассоциирующим себя с какими-либо активистскими практиками.

"Ограничение" на видео действовало первоначально, поскольку хотелось создать ресурс, где было бы представлено "субкультурное измерение гражданских организаций и социальных движений". Так, чтобы даже люди, далекие от всего этого, могли увидеть из какого современного культурного контекста рождаются определенные ценности. Плюс - была робкая надежда, что занос в русскоязычный сегмент блогосферы активистскихъ видеоклипов из других стран окажет хоть какое-то влияние на нашу музыкальную сцену, сделает ее менее "социально аутичной", покажет, что "социальная ангажированность" - это не только "песни про тесто", политическая агитация и т.д.

Пока... не слишком удачно получается. И это пока длится почти два года :(

Я был бы очень признателен за появление Ваших постов в сообществе. И вообще - за участие в любом формате. Дело по-настоящему заживет только когда тут будут хотя бы раз в месяц появляться 7-10 человек.
Спасибо Вам за отклик!
Подскажите, плиз, чайнику, что куда поставить? Мне хотелось бы поддерживать этот ресурс.
Подсказать - как сделать пост в сообществе? В профайле есть эта опция. Или - как вставлять видео и т.д.?

"Формальных правил оформления" у нас нет. Неформальные - можно посмотреть, как пишут другие. В остальном - как бог на душу положит (добавлять ли к короткой презентации песни или видео свои размышления, ссылки на полезные ресурсы и т.д.).
Нет, как что вставлять - это я умею:))
Вопрос скорее был о том, что у меня право на добавление в music_action, - этого довольно, или нужно еще проставить какие-то теги, которые Вы перечислили: по "Мемориалу", исторической памяти и
забвению, политике памяти, микроистории ?
Тэги добавляют модераторы. Участники могут добавлять только те тэги, что уже есть. Это связано с не слишком приятным прецедентом... (ничто не мешает какому-нибудь ксенофобу записаться в сообщество и "украсить" его специфическими метками...).

Если считаете, что какой-то тэг стоит ввести специально - просто сообщите об этом. Пока - есть тэги по имени автора + тематические. Многие относятся к материалам сообщества как к коллекции, комментируют посты, написанные год и более назад... Что здорово :)

По истории: есть тэг "историческая память", тэги по "знаковым людям и событиям" (Мартин Лютер Кинг, Берлинская стена, Движение за гражданские права)... "Политика памяти" раздумывали ввести, но... смущает что у термина нет общепринятых коннотаций + больших трудов стоило развести politics и policy в сообществе (о politics мы предлагаем писать в других сообществах, о policy - т.е. о гражданской, публичной, а не партийной или государственной политике - всячески приветствуется).
Спасибо, все понятно. Найду время и обязательно поставлю свое "творение"))
Тэг по микроистории ввел бы с удовольствием. С превеликим. Но для этого нужно, чтобы в сообщество мало-мальски регулярно писали люди, которые методологически четко понимают что это такое...

Иной раз сильно расстраивает инерция восприятия: во music_action видят нечто вроде агитплощадки для НПО. Этого, на мой взгляд, не нужно. Сеть бесполезна для "рекрутинга", "убеждения" и т.д. Было б лучше, если б у нас получилось сделать "комнату отдыха", "просветительский стенд", "дискуссионную площадку" и нечто вроде "лаборатории по изучению социокультурного измерения социальных движений", по "визуальным и музыкально-поэтическим репрезентациям активистских практик".