?

Log in

No account? Create an account

September 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com

actionsong in music_action

Dar Williams - After All

О Дар Уильямс когда-то давно собиралась писать llynden . Но - звезды стоят не так и планетам - не до парада. Так что эта запись – в предверии :)
+ + +
Вот, казалось бы, волна фолк-рок-движения, поднятая в 60-ых Бобом Диланом, Джоан Баез, Джони Митчелл, Нилом Янгом, Баффи Сент-Мари и компанией многократно прошлась по миру, зацепив краями и Восточную Европу. В Штатах и Британии лабать кантри и блюз, играть акустику, выступать на народных праздниках по фестивалям и местечкам, стихами рассказывать истории из жизни, быть социально-ангажированным - это стиль, философия, среда общения. Та же Дар Уильямс через дефис представляется как "singer-songwriter-activist". И Ани ДиФранко или Мэри Карпентер - тоже.

В России, Украине, Белоруссии у фолк-рока - второе дыхание. И авторы есть, и бэнды, и верная аудитория... Есть подспудная амбиция-противопоставление: барды - это КСП, "три аккорда", лирическая задушевность, "элитарная поэзия" или неряшливо завернутое в стихи интеллигентское «ффу» в адрес властей; фолк-рок же - владение "аутентичными инструментами", пластичный вокал, брызги метафор, камлание вокруг корневого, древнеславянского, кельтского... Однако, в отличии от американцев (и тем более - латиноамериканцев), восточно-европейские фолксингеры к страсти по аутентичности добавляют "аутизм как мировоззренческую программу" (типа "покинем Вавилон, слиняем из Египта"). Заимствуются звук, стилистика, прикид, но не "социальная роль" (никакой патетики быть "голосом немых" - отверженных, дискриминируемых, инакомыслящих, защищающих природосообразное, естественное, гуманное...).

Чем "Пустые холмы" - не Вудсток? Да именно этим, пожалуй. "Калинов мост", "_rada_ и Терновник", "Башня Rowan", "Мельница"... Есть за ними и лицо, и талант, и "владение ремеслом". Но "в зале" или на фестивальной лужайке – эскайпистская тусовка, бутафорские ролевые игры, а не "фолк-рок-движение". Это - не оценка, не сожаление, а наблюдение, констатация факта. Вот бы еще понять: почему - так? Из исключений на ум приходит только olga_arefieva с "Ковчегом", за которыми есть ощутимый экозащитный, антимилитаристский, автономистский посыл... Кто еще?
+ + +

Об арт-активистском даре Дар Уильямс в двух словах не сказать. Ее причастность к активистскому миру - не "сдача раскрученного имени напрокат" под благотворительность или социальные кампании, не методичное превращение себя в "икону" или "рупор идей". Она действует волшебством искусства, пишет песни, озадачивающие слушателей темами религиозного инакомыслия, культурных дистанций и различий, проблемами гендерного равенства, целями феминистического, экологического, ЛГБТ-движения...  Как и Джоан Баез, она сумела верно "себя поставить", оставаясь независимой даже от своих поклонников ("Я не буду вашей Йоко Оно"). Наверное, именно поэтому с каждым годом поклонников становится больше. "After All" - поэтическое сведение счетов с поколением 68-го, которому принадлежали родители Дар.

Dar Williams - After All


Go ahead, push your luck
Find out how much love the world can hold
Once upon a time I had control
And reigned my soul in tight
Well the whole truth
It's like the story of a wave unfurled
But I held the evil of the world
So I stopped the tide
Froze it up from inside
And it felt like a winter machine
That you go through and then
You catch your breath and winter starts again
And everyone else is spring bound

And when I chose to live
There was no joy
It's just a line I crossed
It wasn't worth the pain my death would cost
So I was not lost or found

And if I was to sleep
I knew my family had more truth to tell
And so I traveled down a whispering well
To know myself through them

Growing up, my mom had a room full of books
and hid away in there
Her father raging down a spiral stair
'Til he found someone
Most days his son
And sometimes I think
My father, too, was a refugee
I know they tried to keep their pain from me
They could not see what it was for

But now I'm sleeping fine
Sometimes the truth is like a second chance
I am the daughter of a great romance
And they are the children of the war

Well the sun rose
With so many colors, it nearly broke my heart
It worked me over like a work of art
And I was a part of all that

So go ahead, push your luck
Say what it is you gotta say to me
We will push on into that mystery
And it'll push right back
And there are worse things than that
Cause for every price
And every penance that I could think of
It's better to have fallen in love
Than never to have fallen at all

'Cause when you live in a world
Well it gets into who you thought you'd be
And now I laugh at how the world changed me
I think life chose me after all

Comments

спасибо :)
Набоков "Дар" не про нее написал? :)
Вообще-то ее зовут Дороти :) как в "Волшебнике из Страны Оз". Но одна из сестер в детстве прозвала ее "Дар", ну, вот и прилипло. А до того, как выйти на сцену, она приходила петь в кафетерии одного колледжа социальной работы... мне было забавно, когда моя подруга - социальный работник из Портленда, штат Орегон, взяла мои наушники полюбопытствовать, прислушалась и сказала: "А, так это ж Дар Вильямс!"
Практически все, что было на альбоме "Зеленый мир" - о социальной работе :) Я только контексты плохо улавливаю: неоязычество, экологизм, какие-то межпоколенческие разборки...

Интересно, что она сейчас делает.
сына растит :) пишет детские книжки и гастролирует по Америке. Ее сайт тут http://www.darwilliams.com/

после "Зеленого мира" была еще "Земля обетованная" ("The Promised Land")
Дык написать бы о ней с красочными иллюстрациями :) Я смотрел - в русскоязычных блогах почти ничего нет. А если и есть - меломанско-гедонистическое: мол, усладил слух, "ничё так".

О том, что в песнях и за песнями - ни звука.

Вообще, с рок-журналистикой (а не с музыкантами) у нас капитальные проблемы. В конце 80-ых-начале 90-ых все были помешаны на тексте, разбирали аллегории, как каббалисты - Тору. А сейчас - дал концерт в клубе N, заключил контракт с лейблом X, занял в чарте такую-то позицию, сыграл какой-то зашибительский гитарный риф и добавил трубы в припеве.

Смысловая, ценностная стороны - в зоне умолчания. Не говоря уже о каких-то осознанных социальных поступках. Что с этим делать?
вот я и не пишу, потому что не хочу приумножать число посредственных публикаций... потому что я мало где как следует "втыкаю" в контекст, разве что вот в песне "Buzzer", которая про эксперимент Стэнли Милгрэма.

А насчет рок-журналистики - отличные же интервью кто-то берет у БГ! у кого-то же получается :) может, с них пример брать?
"Публикации в СМИ" и блоги - разные вещи. Для меня как раз последнее куда как более показательно: написать можно о чем угодно, но если нет отклика - значит ушло в песок. Неверных интерпретаций в блогах по определению не бывает. Мы ж не "искусствоведы". А уж в случае с music_action личностное прочтение - как раз то, что нужно. "Официальные релизы" пусть будут в прессе и википедии.

Если своими словами рассказать о Дар Уильямс и эксперимент Милгрэма (да еще и с вытекающими из него следствиями для социальной работы...)... Да еще и в аудитории, которая в силу образования не обязана знать ни первое, ни второе... О Дар, кстати, я впервые именно от тебя узнал. С тех пор - звучит в доме.

P.S.
А что за чудесные интервью дает БГ? Можно ссылку. То что я читал давным давно - кот Леопольд, выдающий себя за боддхисатву и ленивое почесывание ассоциативной мысли. Из поступков - вписался за права тех заключенных в Белоруссии по предложению Эмнести года четыре назад. Я чего-то пропустил?
Боюсь, что отечественный фолк-рок - это, как говорит одна моя знакомая, всего лишь паразитирование на фолке ( Хотя, возможно, "Калинов Мост" - и исключение. И, по крайней мере, если искать талантливых и самобытных исполнителей, то Ревякин как раз производит впечатление талантливого музыканта.

Что же до выраженной антимилитаристской и т. д. и т. п. позиций, вкладываемых в творчество, то здесь все еще хуже. Не могу вспомнить ни одного исполнителя или коллектив, который бы придавал этому такое же значение, как некоторые западные артисты. Вот не знаю: "Назад в подвалы" можно считать подходящей по тематике песней? И фолк-рок ли это? Скорее, рок.

Убеждена, что российские рокеры в этом смысле обгоняют фолк-рокеров - хотя бы потому, что исторически в СССР рок возник как протест - тот же БГ пел очень неплохие, имхо, песни. И возникает вопрос: какой фолк-рок существовал тогда - скажем, в 80-ые годы в стране? ВИА "Песняры"? Или это уже фолк? ) Похоже, что фолк-рок пришел не так давно к нам, и он ориентирован на другую аудиторию, нежели рок-музыка. Скорее, на ролевиков, почитающих фэнтези-книжки, поклонников волшебных миров или интернет-блогов. Эта аудитория, возможно, отличается склонностью к эскейпизму (правильно я назвала?), а если так, зачем им песни протеста? Вот и слушают совсем иное. А известные фолк-рок-группы ориентированы на коммерцию. Значит, будут предлагать именно ту музыку, что хочет эта публика.
Танцы вокруг определения стилей и их границ, наверное, не так уж и важны для самих авторов. Музыки много и их вводят муз.критики, чтобы помогать в навигации.

Обгон/перегон тоже, наверное, не слишком подходящие термины. У всех свой путь.

Согласитесь, нелепо требовать от свободного человека - думай и пиши об этом, а об этом не пиши. Русскоязычные фолксингеры делают то, что хотят делать и - слава богу, что над ними никто не висит с указкой, цензурой и прочее. Социальная активность имеет смысл когда она честна, идет от сердца и связана с убеждениями, с этическими принципами.

Асоциальность нынешних рокеров я для себя объясняю как остаточную аллергию на советскую принудительную коллективность (когда заставляли) и вообще-то здоровое недоверие к "активизмам" из-за того, что велика опасность манипуляции именем. Стремление говорить только от своего имени и воспевание "мира без людей" (автор и природа) - это все понятно.

Фолк-рок в 80-ые... Пальцев на руке не хватит, чтобы всех перечислить :) Тот же Башлачев, к примеру.