?

Log in

No account? Create an account

September 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com

marchenk in music_action

Los Redonditos - Vencedores Vencidos

Самое негативное "наследство" диктатуры - в "вакууме", который она оставляет после себя: атомизированное, отравленное десятилетиями страха и недоверия, деморализованное общество, насквозь коррумпированная номенклатура, "дыры" в бюджете, "народная стихия", совмещающая праведный гнев с мародерством... Становятся видны подлинные масштабы интеллектуальной и кадровой "пустыни" - физического отсутствия людей и согласованных программ действия для элементарного воспроизводства бытовой жизни, для того, чтобы не произошло падения в хаос и пагубную "войну всех против всех".

Казалось бы, поставщиками  "государство-творцев", способных учредить новые законы и структурировать реальность при помощи разумных социальных институтов, в силу естественных причин должны быть диссиденты, которые при диктатуре образовывали "подпольную оппозицию", проявляли себя через внесистемную, "уличную" политику. Многие из них, как правило, обладают харизмой и проверенной моральной репутацией, неординарными личными качествами и организаторскими способностями. Однако переход из "амплуа борца" в роль "государственного мужа" редко кому убедительно удается. Опыт управления государством, опыт парламентской, судебной, коммерческой и проч. деятельности нельзя получить заочно, нельзя вычитать из книг или заимствовать в эмиграции. Есть чисто психологический барьер в перестройке из пламенного революционера в человека, ответственного за функциональность тех самых "органов", которые в силу былой принадлежности к аппарату авторитарного подавления, ранее воспринимались как абсолютно враждебные и потому - подлежащими сносу.

Где ж это видано, чтобы революционер, прошедший через лагеря и тюрьмы, проектировал в уме как будет устроена более гуманная и справедливая пенитенциарная система, какими законами и инструкциями будут оснащены службы, отвечающие за общественную безопасность (не говоря уже - о "мелочах" типа водоснабжения, судопроизводства, транспортной системы и т.д.)? Приходя к власти и переживая эйфорию от "сбычи мечт", бывшие диссиденты натыкаются на миллионы частных и предельно заземленных вопросов - тех, что необходимо разрешать "здесь и сейчас", да еще и в темпе, соразмерном сроку погашения кредита общественного доверия (народ, привыкший к авторитарному патернализму, искренне ликует при крушении "Бастилий", но далее - ждет явления мессии, который "сделает хорошо", а не дождавшись... жестоко мстит за несостоятельность собственных инфантильных надежд).

Наломав дров и убедившись, что представления, выношенные в подполье, не слишком адекватны реалиям, а идеалы - не экипированы технологиями, "новая власть" свертывает разговоры о "люстрациях" и т.д., придумывая механизмы "кооптации" старых кадров. Те приходят и организуют все так, как умеют, как учили, как привыкли. Дальше - занавес и... знакомый спектакль по новой. В других декорациях, но с той же труппой и трупами. Вся Латинская Америка не по разу прошла через такие циклы. Украина? Грузия? Россия? Киргизия (см. с места сегодняшних событий - fanny_caplan )?
+   +   +

"Vencedores Vencidos" культовой аргентинской рок-группы "Sus Redonditos de Ricota" (чаще их называют Los Redonditos) - об аргентинской диктатуре и, главным образом, о том, что было потом, после краха военной хунты и установления относительно стабильной демократии. Клип к песне  - с нарезкой кино- и телецитат, документалистики и слайдов, однако тому, кто захочет понять смысл, придется продираться сквозь частокол сложных аллюзий и метафор (пост-авторитарная рок-поэзия и после уничтожения "министерств правды" долгое время по инерции практикует "язык Эзопа").

Лидеру группы - поэту и вольному философу-экзистенциалисту Патрисио Рею - друзья по антиавторитарному движению ставили в вину откровенный разговор о разочарованиях, последовавших за победой. В "Vencedores Vencidos" он утверждал, что после демонтажа диктатуры на самом деле нет ни победителей, ни проигравших, что свобода и демократия не приходят с отправлением поверженных кумиров и истуканов. Одно - раскрошить бюсты и содрать обрыдшие лозунги с фронтонов правительственных зданий, другое - изменить общество, которое, годами живя в страхе перед пытками и тюрьмой, уже не представляет себе правления без окриков, коррупции, насилия и колючей проволоки.

Смена власти в Аргентине произошла в силу естественных исторических причин: после поражения в войне за Мальдивы и исчерпания ресурса ура-патриотической мобилизации, страна была на пороге банкротства, а военные попросту не знали что делать. У них не было ни стратегии, ни опоры, чтобы двигаться дальше. В этой ситуации власть буквально упала в руки реформаторских и революционных групп, но те привыкли быть альтернативой, воплощенной в коллективном теле критики, протеста и сопротивления... Очень быстро оказалось, что индивидуальное бесстрашие, порядочность, образованность и др. - не достаточный набор качеств, чтобы реализовать на практике годами вынашиваемые идеалы правового государства, социальной справедливости, демократии, гуманности и т.д. К тому же - новые правительства имели дело с "проснувшимся народом" (социальными группами, ставшими публично артикулировать и активно продвигать "партикулярные интересы"), но не с гражданским обществом (обществом, определившимся относительно понятий "общего блага").

В интервью Патрисио Рей говорил, что не достаточно произвести институциональные изменения и "объявить демократию". Чтобы перемены стали необратимыми, чтобы "социальные машины" (государство, муниципалитеты, суды, СМИ, биржи, университеты...) служили гражданам, а не возвышались над ними, необходима "культурная революция", нужна реорганизация низовых структур социальности (семья, двор, приходы, клубы...). В стихах то же самое получилось короче: когда стадо покидает пастух в черном плаще и его сторожевые собаки, овцы не становятся ни свободнее, ни защищеннее; пройдет немного времени, они устанут от своего блеяния и... найдут в себе тех, кто залает и призовет нового пастуха.

Patricio Rey y Sus Redonditos de Ricota - Vencedores Vencidos


Y ahora tiro porque me toca
en este tiempo de plumaje blanco
Un mudo con tu voz, y un ciego como yo
Vencedores vencidos!

Te has fugado!
Me hago humo!
Den la alarma!
Ensayo general para la alrma actual,
teatro antidisturbios.

Se rompe loca mi anatomía
con el humor de los sobrevivientes
de un mudo con tu voz
de un ciego como yo
Vencedores vencidos!

Leyendo diarios de una baño turco
empañando Ray-Ban's, mascando un hueso
tu perro, un perro cruel
con la costumbre de no contentarse con los restos.
Overjero que descansa en manto negro!
Ensayo general para la farsa actual,
teatro antidisturbios.

En este rollo de monos de polvo
hemos perdido el rastro unos minutos
un par de monos más (unos terrícolas)
Vencedores vencidos!
Buena Suerte! Y más que suerte! (sin alarma ...)
Me voy corriendo a ver que escribe en mi pared
la tribu de mi calle. La banda de mi calle!

Comments