?

Log in

No account? Create an account

September 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com

marchenk in music_action

Jaromír Nohavica - Sarajevo

Образ Сараево открывает и замыкает крупнейшие исторические драмы ХХ века: цепочка событий, последовавших за убийством австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, вывела к Первой Мировой Войне и крушению ряда европейских монархий; осада города югославской, а затем - после провозглашения независимости Боснии и Герцеговины - сербской армией (с 5 апреля 1992 года), воинствующий национализм и гибель мирного населения (12 тысяч убитых и около 50-ти тысяч раненых), медлительность и беспомощность ООН, вызвали к жизни апокалиптические прогнозы о грядущих гуманитарных катастрофах и столкновении цивилизаций, опасности возврата к эпохам религиозных войн и взрывоопасным регионально-этническим сепаратизмам, перекраивающим "поствоенное" мироустройство с его негласным табу на изменения государственных границ и новые парады суверенитетов.

Обвинения в геноциде, грабежах и зверствах звучали с обоих сторон конфликта. Один из самых процветающих в экономическом и культурном отношении городов Югославии стал местом массовых преступлений против человечности. Впервые после Нюренбергского процесса ООН было вынуждено учредить институцию, призванную максимально подробно установить факты геноцида, дать им юридическую оценку и восстановить судебную справедливость, установить долгосрочный мир в регионе.

К сожалению, несмотря на долгие годы работы Гаагского Международного трибунала для бывшей Югославии, его цели до сих пор не достигнуты (есть скрывающиеся от правосудия военные преступники, в зоне умолчания - причины немощности голубых касок в Сребреннице и др.), что признают и сами сотрудники трибунала (см. официальный веб-сайт с базой данных, с материалами расследований по отдельным кейсам - http://www.icty.org/). Право на историческую справедливость легко продекларировать, но по-прежнему крайне трудно реализовать. Ясно только, что иных путей нет: либо тайное о массовом насилии становится явным и, помимо оплакивания жертв, публично прозрачным образом устанавливается степень виновности конкретных преступников, либо - жизнь под бесконечно воспроизводящейся угрозой бесправия, мести и самосуда. То, что прошлая жестокость остается предметом политического давления и спекуляций на Балканах - неутешительный знак слабости системы международного правосудия и гуманитарного влияния миротворческих гражданских организаций.

Баллада "Сараево" чешского барда Яромира Ногавицы (альбом "Divné století" 1996-го года) - эпитафия погибшим и поэтический молебен некогда прекрасному городу, обезображенному ненавистью, тупостью и войной. Памяти сараевской трагедии также были посвящены "Covjek Sa Mjesecom u Ocima" Джордже Балашевича, "De l'autre côté du pont" Сальваторе Адамо, "Miss Sarajevo" Лучано Паваротти и U2.

Jaromír Nohavica - Sarajevo


Přes haličské pláně vane vítr zlý,
to málo, co jsme měli, nám vody sebraly,
jako tažní ptáci, jako rorýsi
letíme nad zemí, dva modré dopisy.

Ještě hoří oheň a praská dřevo,
ale už je čas jít spát,
tamhle za kopcem je Sarajevo,
tam budeme se zítra ráno brát.

Farář v kostele nás sváže navěky,
věnec tamaryšku pak hodí do řeky,
voda popluje zpátky do moře,
my dva tady dole a nebe nahoře.

Ještě hoří oheň a praská dřevo,
ale už je čas jít spát,
tamhle za kopcem je Sarajevo,
tam budeme se zítra ráno brát.

Postavím ti dům z bílého kamení,
dubovými prkny on bude roubený,
aby každý věděl, že jsem tě měl rád,
postavím ho pevný, navěky bude stát.

Ještě hoří oheň a praská dřevo,
ale už je čas jít spát,
tamhle za kopcem je Sarajevo,
tam zítra budeme se, lásko, brát ...

Comments