?

Log in

No account? Create an account

September 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com

marchenk in music_action

#ВАМ: 13 музыкальных клипов солидарности с беженцами и мигрантами

"Нам кажется, что мигрантофобия сейчас становится тем социальным вопросом, через который актуальный гуманитарный сумрак превращается в беспросветную мглу. Другой может стать Другом. Вместо этого Других описывают как Чужих и тем самым превращают во Врагов" - из обращения кампании "Хрустальная ночь - никогда снова!", призывающей неравнодушных к виртуальной антифашистской манифестации с 9 по 16 ноября.

Честно говоря, совсем не хочется рассуждать о "понаехавших" куда бы то ни было при помощи лексикона сотрудников иммиграционных служб или полицейских ведомств. И уж подавно не тянет заниматься разоблачением ксенофобских мифов о том, что беженцы и мигранты поголовно являются потенциальными правонарушителями, террористами, похитителями рабочих мест, иждивенцами коллективных благ, созданных на средства налогоплательщиков. Если кому-то удобно так поднимать самооценку и строить отношения с окружающими через предрассудки времен родоплеменного строя, то с этим трудно что-то поделать. Ни рациональные аргументы, ни отсылки к элементарным моральным нормам, ни риторика в духе дружбы народов или набившие оскомину проповеди толерантности, не сработают. Бес с ними.

Знаки солидарности поверх границ и живого человеческого участия в судьбах жертв дискриминационных стереотипов куда важнее, чем "борьба с неонацизмом" или лечение бытовой ксенофобии. Это же вопрос ценностей. Если умеющих жить в глобальном, разнообразном, гуманном обществе будет больше, если нормой будут считаться их принципы и ориентиры, а не токсичные стереотипы идеологий ненависти, то напряжение и тревога, окутывающие последнее время темы отношений с беженцами, трудовыми мигрантами, иностранцами, рассеются сами собой.

В конце концов, с обывательской точки зрения ведь куда естественнее не травиться страхом и подозрениями, а, как минимум, сопереживать тем, кто покинул родной дом из-за опасений за жизнь, здоровье, семью, будущее. Не требуется особого воображения, чтобы представить, каково это начинать все с нуля, учить язык, искать точки опоры в непривычном быту, продираться сквозь кафкианские коридоры чиновной коррупции и криминала, извлекающих теневую маржу с мечты о достойном, спокойном, безопасном существовании.

Эта запись - один из вариантов того одиночного действия, которое предлагают совершить участники кампании "Хрустальная ночь - никогда снова!". Я выложу несколько подборок с разноязыким музыкальным видео солидарности с беженцами и мигрантами. В этой - первой подборке по материалам медиатеки "музыка социального и граждаского действия" - 13 клипов. В напоминание о статье 13 Всеобщей Декларации Прав Человека: "1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства; 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну".

1) Балладу "Coyote Song" Конор Оберст из "Bright Eyes" записал в знак поддержки The Sound Strike - кампании артистического бойкота (отказа от концертов и т.д.) штата Аризона из-за законопроекта SB 1070, допускавшего задержаие и арест подозреваемого в нелегальной миграции человека только на основании его внешних данных ("лицо мексиканской национальности"?).



2) Лирическая песня "Là-Bas" в исполнении дуэта французского шансонье Жана-Жака Гольдмана и Сиримы - британской певицы шри-ланкийского происхождения - написана как диалог мужа и жены. Он - иммигрант-"нелегал", отправляющийся в "Эльдорадо" - "свободный континент без решёток", чтобы заработать на хлеб своим детям; она - уговаривающая отказаться от заморских миражей, понимающая, что на родине "ничего нельзя изменить", но боящаяся потерять любимого.



3) Анимационный клип на "Esperanza" барселонской группы "Color Humano" - метафорическая иллюстрация пути, который приходится преодолевать беженцам из стран африканского континента, чтобы достичь Европы.



4) Кому как не Евгению Гудзю - беженцу с многолетним стажем (см. "Immigraniada (We Comin' Rougher)") - петь о пользе мотаний по миру и пробивании границ. Уехав из СССР в 1986-ом, после Чернобыльской катастрофы, он вместе с родителями пожил в лагерях для беженцев на территории Польши, Венгрии, Австрии, Италии. Теперь вот американец. Но "Trans-Continental Hustle" сочинял в Бразилии, куда перекочевал в 2008-ом. И бэнд его - Gogol Bordello - тоже с миру по нитке: люди из Украины, Израиля, России, Китая, Эфиопии, Эквадора, Тринидада.



5) За песней "Mamy" римских акт-активистов и сквоттеров "Assalti Frontali" стоят тени двух женщин - Есат Экос из Нигерии (утонула в Сицилийском проливе пока береговые охраны Италии и Мальты препирались насчет того, кому оказывать помощь тонущему судну с беженцами на борту) и Мабруке Мимуни из Туниса (покончила с собой в депортационной тюрьме). Видео снято на острове Лампедуза, с показом печально известного по новостям центра  временного размещения беженцев.



6) Свобода передвижения - не производное от международного законодательства, не дозируемая судами и миграционными службами милость, не отчаянно-безнадежный утопический идеал, а реальность, существующая испокон веков и являющаяся одним из критериев гуманности в оценке современного мира. Примерно эту мысль доносили колумбийские рок-музыканты "Aterciopelados", делая анимационный клип в поддержку правозащитных кампаний по свободе передвижения. Мульт-путешествие индейца майя показывает с чем приходится сталкиваться "нарушителям границ": ксенофобия, насилие, дискриминация, унижение. Видео с аллюзиями на мифологию майя и "Маленького принца" Сент-Экзюпери стало откликом на дебаты вокруг иммиграционного законодательства американского штата Аризона.



7) "Un gamin" - анимационный клип дуэта Zoufris Maracas о приключениях ребенка из Африки, просочившегося сквозь Frontex (агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Евросоюза) и и пополнившего во Франции ряды sans papiers ("людей без документов"). Но не только об этом.



8) "Movin' Out (Anthony's Song)" Билли Джоэла - сатирический, но в целом доброжелательный портрет рабочих-иммигрантов, которых называют "синими воротничками". Гуманитарному мэссиджу песни не так давно были даны экономические обоснования.



9) Минималистический клип на джаз-роковую "Borders Are" Сержа Танкяна - артистический отклик на общемировой сдвиг в сторону политического национализма, религиозного фундаментализма и милитаризации, который в наиболее зримой и уродливой форме проявляется в практике замыкания границ, ограничения свободы передвижения, установления бесконечных барьеров и бюрократических фильтров под предлогами борьбы с терроризмом, "нелегальной миграцией", "утечкой мозгов" и проч. Танкян свою антиграничную активность объясняет памятью о том, что довелось пережить, скитаясь по миру, его родственникам после геноцида армян в Оттоманской империи.



10) Видео на песню "Da Pa' Lo Do" Риты Индиана (она играет в клипе роль Креольской девственницы) был снят в знак протеста против ужесточения иммиграционного законодательства Доминиканской республики - меры, явно направленной против соседей по острову - граждан более бедной и нестабильной Республики Гаити. Особое возмущение певицы Риты Индиана и музыкантов из "Los Misterios", вызывал тот факт, что "запирание границ" от беженцев было очевидным образом связано с последствиями землетрясения 2010 года.



11) "Реквием беженцам" израильской певицы Офры Хаза посвящен мизрахим - евреям из ближневосточных и северо-африканских стран, вынужденным оставить дома и спасать свои семьи после погромов конца 40-50-ых годов XX века. Около миллиона человек тогда переселились в Израиль и начали жизнь с нуля. Их предки столетиями жили в Йемене, Египте, Сирии, Ираке, Иране, Алжире, Марокко, Ливии, Турции, Судане и т.д. Создание Израиля совпало с волной национализма и религиозного фундаментализма в государствах, часть из которых недавно обрели независимость. Грабежи, уничтожение синагог, дискриминация стали тогда распространенным явлением и причиной одного из самых многолюдных миграционных потоков XX века. Родители Офры Хаза бежали из Йемена в 1944 году.



12) Сиднейская рок-группа The Herd тогда выпустила песню "77%", обвиняя соотечественников в расизме и бесчеловечности после того, как были опубликованы данные опроса, где 77 процентов опрошенных одобрили действия властей в "деле Тампа". Музыканты считали, что капитан "Тампы" Арне Риннан заслужил премию Нансена (2002 год) от Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), поскольку права человека должны ставиться выше, чем "национальные интересы".



13) Фолк-группа Pádraig Mór посвятила исполнение баллады "Isle of Hope, Isle of Tears" (авторы - Брендан Грэм и Ронан Тайнан) памяти Энни Мур (Annie Moore) - пятнадцатилетней ирландской девушки, которая вместе с двумя братьями приплыла в США для воссоединения с родителями. Официально Энни была первой иммигранткой, прошедшей инспекционный контроль на острове Эллис (1 января 1892 года). На память ей вручили золотую монету в десять долларов. Позже оказалось, что это было самое крупное состояние, которым ей довелось обладать в жизни.

Comments